+7 (4012) 674-492

dobro@molod39.ru

Благотворительность: что нужно знать

Благотворительность: что нужно знать

Все совпадения с именами реальных людей случайны. 

 

Благотворительность – не зря это слово составлено из замечательного выражения «творить благо». Давайте определимся, с какой целью мы с вами хотим творить это самое благо и что, по сути, является благом?

Когда-то давно благотворительность принималась как должная часть жизни людей. В наше время люди мало что знают о ней. Растут объемы производства, компании соревнуются за лидерство на рынке, мы бежим на работу, с работы погружаемся в домашние заботы, многие просто не находят времени, чтобы отдать давно ненужные вещи малоимущим семьям (хотя это трудно назвать благотворительностью, так как к ее основной идее не относится), что уж тут говорить об осведомленности в этой сфере.

Люди, которые готовы помогать нуждающимся, чаще всего склонны делать это напрямую. Они не доверяют благотворительным организациям и фондам. Никто не уверен в том, что их помощь (особенно материальная) дойдет до адресата, и, к сожалению, нам просто некогда прийти в благотворительную организацию, «проверить», и собственными глазами увидеть, чем она занимается, узнать, как распределяются деньги, какие существуют программы и направления деятельности.

«Добрые» организации и фонды создаются с целью вести максимально эффективную благотворительную деятельность. Людям, которые нуждаются в помощи, часто не столько важна материальная поддержка, сколько психологическая. Отдельный человек, незнакомый, вряд ли сможет оказать такую помощь. Платных специалистов не многим осилить. А для благотворительных организаций вопрос оказания психологической поддержки нуждающимся – один из самых главных. Это очень важная часть их основной деятельности. Поэтому некоммерческие социальные центры  и фонды существуют исключительно ради интересов объекта помощи.

дари добро

Вы скажете, а как же мошенничество? Как проверить, отдаем ли мы деньги (другие материальные средства) или оказываем помощь конкретной организации или это очередной мошенник, прикрывающийся добрым именем благотворительного фонда/центра. Во-первых, надо помнить, что не все вокруг мошенники. Если, например, у вас украдут кошелек или телефон на улице или в торговом центре (не дай бог, конечно), вы же не будете всех вокруг людей считать ворами. Во-вторых, лучше, все-таки, доверять юридически зарегистрированным организациям, т.е. тем, кто подотчетен министерству юстиции РФ.Действующее законодательство обязует некоммерческие благотворительные организации ежегодно отчитываться о своей деятельности. Часто бывает, если центр/фонд работает на принципе открытости и в своем регионе занимает определенное положение, статус в обществе, он публикует свои отчеты более регулярно, например, раз  в месяц. О том, куда, сколько, с какой целью расходуются материальные средства благотворительные организации публикуют на своих официальных сайтах, в социальных сетях (в настоящее время, практически у каждой, даже небольшой социальной организации, есть официальный сайт и группа ВКонтакте или на Facebook). Любой человек может проследить, куда расходовались деньги, которые он, например, пожертвовал на конкретном социальном городском мероприятии в ящик для пожертвований.

Деятельность благотворительных организаций должна быть максимально прозрачной. Существует миф, что благотворительность обязательно должна быть анонимной. И те люди, которые собирают средства для нуждающихся (в первую очередь, руководители благотворительных центров и фондов) и ручаются, что вся деятельность основывается на честности, лишь выставляют себя на показ, желая выделится, заработать хорошую репутацию в обществе и т.д. Но подумайте, ведь обязательно найдутся недоброжелатели (те, кто лишь имитирует свою социальную деятельность), способные очернить того, кто всерьез занимается благотворительностью. Ведь этими людьми трудно управлять, их принимает общество, они известны в своей среде, помогают людям и ничего не просят для себя. Как повлиять на них в свою пользу? Только лишить их любимого дела, распространить слухи, очернить. Только недоброжелатели здесь проигрывают. Ведь у них не хватает столько мужества (!), чтобы своим именем гарантировать честность расходования средств, гарантировать максимальную эффективность оказываемой помощи!ые организации ежегодно отчитываться о своей деятельности. Часто бывает, если центр/фонд работает на принципе открытости и в своем регионе занимает определенное положение, статус в обществе, он публикует свои отчеты более регулярно, например, раз  в месяц. О том, куда, сколько, с какой целью расходуются материальные средства благотворительные организации публикуют на своих официальных сайтах, в социальных сетях (в настоящее время, практически у каждой, даже небольшой социальной организации, есть официальный сайт и группа ВКонтакте или на Facebook). Любой человек может проследить, куда расходовались деньги, которые он, например, пожертвовал на конкретном социальном городском мероприятии в ящик для пожертвований.

Что еще нужно знать о пожертвованиях?  Процесс сбора пожертвований и оказания благотворительной помощи таит немало подводных камней. Необходимо знать, что собрать пожертвования можно только действуя в соответствии с законодательством Российской Федерации (федеральный закон от 11.08.95 г. № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях»).

Существует такой термин как «добровольное пожертвование», под ним подразумевается дарение вещей, в том числе ценных бумаг и денег, объектов интеллектуальной собственности, а также безвозмездное оказание услуг. Жертвователи – это лица, совершающие пожертвования. Если жертвователь - юридическое лицо, он получает льготы по налогу на прибыль (ст. 6 ФЗ «О налоге на прибыль предприятий и организаций»). Благополучатель – физическое или юридическое лицо, которое получает благотворительное пожертвование. Между юридическими лицами должен оформляться договор о пожертвованиях. Законодательство также регламентирует способы привлечения пожертвований в России: банковский перевод, ящик-накопитель (или ящик для пожертвований), электронный перевод средств (с помощью интернет-кошелька, смс-сообщения, пластиковой карты).

Первое, что необходимо знать, жертвуя средства на благотворительность, это цель пожертвования. Если средства нужны конкретному ребенку, Вы можете запросить у некоммерческой организации (далее – НКО) (или физического лица, собирающего средства) документы, подтверждающие, что данный ребенок действительно нуждается в помощи. Если организация помогает детям, проходящим лечение в больнице, Вы можете связаться с руководством больницы и проверить информацию. Зная, на что конкретно должны пойти Ваши деньги, Вы можете потребовать у НКО письменный отчет о реализации денежных средств.

Осуществлять благотворительную деятельность могут как физические, так и юридические лица. Но при этом следует учесть то, что, если физическое лицо решило собирать пожертвования для кого-то, то оно должно действовать только от своего имени (например: Иванова Елена Ивановна собирает пожертвования для семьи Петровых и т.д., денежные средства перечислять на р/с Ивановой Елены Ивановны). В случае, когда пожертвование собирается от организации людей (пример: благотворители Жуковского) и информирование идет именно о группе, то такая группа должна быть зарегистрирована в установленном законом порядке как некоммерческая и иметь ОГРН, ИНН/КПП, Устав, внесена в ЕГРЮЛ (Единый государственный реестр юридических лиц). Помимо этого, благотворительная организация ведет бухгалтерский учет и отчетность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Все поступившие средства (пожертвования) должны быть документально оформлены, а также в случае реализации этих средств на благотворительные цели, должны быть отчетные документы. Последнее касается не только организаций, но и физических лиц, которые осуществляют благотворительную деятельность.

Информация о сборе средств в интернете. Необходимо внимательно изучить такую информацию. Бывают случаи, когда мошенники делают зеркальную копию сайта НКО, изменив только реквизиты электронного кошелька. Соответственно деньги идут в руки мошенников. Если это НКО, то можно проверить, внесена ли она в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ). Обязательно нужно связаться с руководством НКО и, по возможности, съездить по адресу, в котором указано местонахождение организации, чтобы убедиться, что организация не фиктивна. Если по телефону Вам предлагают подъехать, а также не отказываются показать документы, сообщить ОГРН, ИНН и т.д., то скорее данная НКО легальна.

Если деньги собирает отдельный человек, то здесь надо действовать по ситуации, если он представляется от некоей организации, то у него должно быть соответствующее разрешение или доверенность с подписями и печатями. Если сбор средств человек ведет от НКО, то он должен иметь протокол (решение НКО), в котором указывается решение о сборе средств с указанием ответственных людей, а также паспортных данных ответственных.

Часто бывают такие случаи, когда человек просит помощи для себя (например, деньги). Можно поинтересоваться для чего, если человеку нечего есть, лучше купить ему еду, т.к. банально деньги могут пойти на выпивку и т.д.

дари добро2

Люди хотят помогать, но не всем.
Какой-нибудь абстрактный человек (например, по имени Иван Иванов) «только что пожертвовал 15000 р. Мамеду Мухаммедову (например)». Собрать деньги на лечение маленькой голубоглазой девочки гораздо легче, чем помочь 40-летнему мужчине. Теоретически мы признаем, что все люди братья, но фактически для кого-то важна национальность нуждающегося, для кого-то — возраст (вроде и жалко стариков, но помогать хочется детям), для кого-то — диагноз (труднее собирать средства для помощи человеку с неизлечимой болезнью вроде ДЦП). Кто-то не дает деньги на лечение животных («зачем, когда у нас люди умирают?»). А кто-то наоборот предпочитает помогать тем, кому, скорее всего, никто больше не поможет.Люди хотят помогать, но не всем.

Стоит ли дарить дорогие подарки детям-сиротам

Этот вопрос каждый решает для себя сам. Но, подумайте, получить дорогую вещь, которая есть далеко не у каждого…  не воспитывает ли этот акт потребительство в детях? Большинство детей в семьях не могут себе позволить подобное, а дети из детских домов начинают думать, что сиротство — их социальный капитал, который дает им преимущества. А ребенок, который умирает, не доживет до своего права на этот айфон заработать…

Подобные просьбы возникают часто — дети же это видят, они этого хотят. Лида Мониава прекрасно рассказывает у себя в журнале (https://www.facebook.com/lida.moniava) о конкретном ребенке и его мечте — и каждый раз находится желающий эту мечту исполнить.

Многие люди хотят помогать анонимно. Безусловно, их желание учитывается и это право за ними сохраняется. Но желание быть названным также достойно уважения. Особенно если мы хотим помогать системно и массово, а не разово, привлекать внимание общественности к актуальным социальным проблемам. Мы должны кричать об этом, а не делать это молча. Это вовсе не значит, что мы помогаем ради признания общественности, мы помогаем, чтобы подать другим людям пример.

Это и называется «творить благо». Распространять его повсеместно. Одна из целей благотворительности – социальная поддержка и защита граждан. Осуществить это мы можем только все вместе, укрепляя мир, сплачивая людей, предотвращая социальные риски и конфликты.

 

 

Источники:

http://www.wse-wmeste.ru/professional_opinion/members_articles/show_109/,

http://fingeniy.com/blagotvoritelnost-kak-okazat-pomoshh-s-maksimalnoj-polzoj/,

http://rusbereza.ru/html/charity/swindler.html

 

Приходько Ксения,

специалист по работе с молодежью